Колеровка краски: что это такое и как получить нужный оттенок

Правила колеровки

Для того чтобы добиться желаемого оттенка и сохранить качество водоэмульсионной краски необходимо придерживаться нескольких несложных правил. Это позволит правильно подобрать тон и избежать ошибок при создании цвета.

  1. Изготавливать опытный образец именно в том помещении, которое будет окрашено. Это нужно для того, чтобы эффективно оценить влияние дневного и искусственного света на изменение оттенка краски. При экспериментальном окрашивании она может стать ярче или на тон бледнее, это позволить своевременно скорректировать цвет.
  2. При оценивании цвета при электрическом освещении нужно использовать тот источник света, который стационарно находится в помещении. Нужно учитывать частоту расположения ламп, их мощность и цвет плафонов.
  3. При создании цвета краски следует колер добавлять в основу небольшими порциями или по каплям, так как можно влить слишком много красителя и получить необходимый оттенок будет невозможно.
  4. Помните, что на большой поверхности цвет палитры изменяется. Освещение стен неравномерно и в углах, под окнами и в затенённых участках визуально создаётся более тёмный оттенок. Все эти моменты нужно учитывать при колеровке.

Для создания хорошего цвета белая краска должна быть соответствующей базы, желательно без примеси желтизны. Только белоснежная основа позволит получить необходимый оттенок при колеровке. Производители выпускают краски для стен и потолка

Это имеет немаловажное значение, так как составы отличаются между собой и имеют разный уровень износостойкости, маркости и эластичности. Поэтому не стоит использовать основу, предназначенную для потолочной поверхности для окрашивания, стен. Относительно колера, то здесь нужно помнить, что продукт отечественного производства по качественным характеристикам ничем не уступает импортным аналогам, при этом стоимость красителя значительно ниже

Относительно колера, то здесь нужно помнить, что продукт отечественного производства по качественным характеристикам ничем не уступает импортным аналогам, при этом стоимость красителя значительно ниже.

Выбирая колер, нужно обращать внимание на тон цвета, ведь у разных марок он отличается. Поэтому если не хватило красителя, то нужно приобретать его того же производства, что и предыдущий. Для колеровки краски в домашних условиях желательно брать краситель в тюбиках с узким горлышком

Это особенно актуально, если цвет краски своими руками создаётся в первый раз

Для колеровки краски в домашних условиях желательно брать краситель в тюбиках с узким горлышком. Это особенно актуально, если цвет краски своими руками создаётся в первый раз.

Выбор колера в зависимости от основы краски

Выбор колера напрямую зависит от основы краски. Поторопившись или просто по невнимательности, можно смешать колер и основу, которые не подходят по характеристикам и получить плачевный результат. Именно поэтому нужно знать, что у каждой основы свой колер.

Колер для водоэмульсионной краски

Выбирая колер для такого типа краски, можно приобрести пасту колер универсального применения. Она проста в использовании, но требует качественного смешивания с основой, чтобы избежать разных оттенков при покраске.

Стоит отдать предпочтение колерам с пометкой «для водных» или «для водно — дисперсионных основ». Силиконовые и латексные краски имеют аналогичный с водоэмульсионными красками состав. Именно поэтому колеры с пометками «для силиконовых», «для латексных» тоже подойдут.

Колер для акриловой краски

Колеровать акриловую краску можно концентратом в виде жидкости, пасты и порошка.

Главной особенностью колеров для акриловой краски является то, что изготавливаются они на водной или водно — полимерной основе, а конечный оттенок при высыхании будет бледнее, чем в жидком виде. Поэтому самое главное — это увидеть уже заранее высохшие образцы палитры красок и приобретать основу и колер одной марки.

Нужно знать, что количество колера в акриловой краске не может превышать 8 % от всего объема основы.

Колер для масляной краски

Самое главное при колеровке масляной краски не переборщить с колером. Его содержание должно быть не более 15%.

Как пасты, так и колер краски получили широкое применение в тонировании красок на масляной основе.

Ручная колеровка — считаем ингредиенты

Для того, чтобы не напортачить с цветом, вам понадобится ручка и листок бумаги, а также весь запас внимательности, который у вас есть. Также необходимо обеспечить себя вариативностью, так что заготовьте несколько предметов посуды, одинаковой по объему и обязательно чистой. Идеальным решением являются баночки из-под йогурта.

Необходимо записывать то, сколько краски вы наливаете в баночки и сколько колера используете для изменения цвета. Необходимо понимать, что сам по себе колер является крайне насыщенным концентратом пигмента, поэтому добавлять его нужно аккуратно. Лучше всего начать с двух капель, после чего, в случае неудовлетворенности результатом, добавлять по капле. Необходимо очень хорошо все перемешивать, дабы пигмент растворился основательно.

Нанося краску на стену или иную поверхность в тестовом режиме, необходимо понимать, что после высыхания цвет проявится сильнее. Так что до покраски допускается создание более бледного оттенка, чем тот, который вы хотите получить. Оценив результат после высыхания и получив таким образом рецепт, можно использовать его для колеровки остальной краски.

Но тут необходимо понимать, что на большом количестве краски объем нужно уменьшать на 20 процентов, так как большая окрашенная поверхность всегда выглядит ярче, чем маленькая. Поэтому, если в вашем рецепте получилось, что на литр необходимо добавить 100 капель колера, лучше обойтись 80-ю.

Разновидности колера по происхождению и форме выпуска

Колеры, или пигменты, по своему происхождению делятся на два вида:

  • Органические. Такие материалы необходимы, если требуется заколеровать краску в яркий, насыщенный цвет. Обладают широкой палитрой оттенков. Однако выгорают под воздействием ультрафиолетовых лучей, поэтому лучше их использовать для покраски внутри помещения. Плохо ложатся на штукатурку на минеральной основе.
  • Минеральные. Обладают не такой широкой палитрой оттенков, как органические, зато устойчивы к воздействию ультрафиолета и долговечны. Цвета менее яркие, приглушенные. Минеральный колер следует выбрать для работы снаружи здания.

В зависимости от формы выпуска колеры бывают:

  • Порошковые. Самый дешевый, но при этом самый неудобный вид колера. Сухим пигментом можно колеровать только водоэмульсионные краски. Спектр оттенков небольшой. Порошок плохо растворяется в краске, поэтому ее придется постоянно мешать, чтобы добиться однородного цвета без расслаивания. Еще один недостаток – сложно рассчитать правильную дозировку, даже используя мерную ложечку и весы.
  • Жидкие. Выпускаются в тубах, банках, бутылках. Обычно упаковка оснащена мерным носиком, с его помощью удобно считать количество капель. Колерованная жидким пигментом краска обладает ярким насыщенным цветом, спектр оттенков велик.
  • Пастообразные. Пасты выпускаются в тюбиках. Они хорошо растворяются и перемешиваются строительным венчиком. Позволяют добиться оттенков, близких к натуральным.

Этапы окрашивания

Окрашивание стен делится на несколько этапов:

  1. Подготовка поверхности стены: выравнивание, устранение дефектов шпаклёвкой. Затем вся поверхность шлифуется наждачной бумагой и покрывается 1-2 слоями грунтовки. О том, как идеально зашпаклевать и ровно покрасить стены, читайте тут.
  2. Этап подготовки колера и замешивания краски. Он подробно рассмотрен выше.
  3. Этап покраски стены. Для работы используется валик с меховой шубкой. Оптимальный её размер – 15-18 мм. Потребуются ванночка и небольшая кисть. При каждом наливании краски в ванночку необходимо тщательно размешивать основной объём краски в ведре. Пигмент постепенно оседает на дно. При отсутствии регулярного помешивания в конце работы получится оттенок темнее, чем вначале. Покраска начинается с угла комнаты: кистью окрашивается сам угол, а валиком обрабатывается поверхность на расстоянии 5-10 см в обе стороны от угла. Все полосы наносятся вертикально, внахлёст. Если окраска производится поверх обоев, то стык обоев и стык колерующего состава не должны совпадать.
  4. Этап просушивания. Он занимает около 5 часов. Более точные рекомендации указаны на упаковке. Последующие слои наносятся только после полного высыхания предыдущего.

Предлагаем посмотреть видео об этапах покраски стены:

Как получить серый и его оттенки

Для приготовления ахроматического серого колера смешиваем в разных соотношениях черный и белый, в зависимости от того, какой по интенсивности требуется оттенок. Для приготовления светлого серого тона черную краску понемногу добавляют в белую.

Для получения концентрированного темно-серого тона белый добавляем в черную. Новые оттенки серого получаются при смешивании белого с одним базовым и одним составным цветом, находящимися в контрасте друг с другом в цветовом спектре.

Цвета и пропорцииПолучаемый колер
Белый + голубой + оранжевый 2:1:1Серо-голубой
Белый + оранжевый + зеленый 2:1:1Серый с желтым оттенком
Белый + лимонный + фиолетовый 2:1:1Серый с бежевым оттенком

Целая гамма серых полутонов получается при смешении базовых, составных или добавочных цветов. При этом следует взять за основу классический серый колер, приготовленный из ахроматических цветов.

Цвета и пропорцииПолученный результат
Основа + синий 1:1Серо-перламутровый
Основа + изумрудный 1:1Мраморно-серый
Основа + лимонный 1:1Желто-серый
Основа + белый + синий 1:0,5:0,5Голубовато-серый
Основа + белый + зеленый 1:0,5:0,5Серо-зеленый

Необходимые инструменты и краски

Инструменты, необходимые для малярных и лакокрасочных работ:

  • кисти разной формы, размера и жесткости – для разных видов работ;
  • шпатели – для шпаклевки поверхностей перед окраской;
  • малярные валики – для выполнения большого объема работ.

Лучшие кисти для покраски изготовляют из свиной щетины. Их делают плоскими и круглыми. Существуют синтетические кисти, они долговечны, но не дают такой аккуратной и ровной поверхности при окрашивании, как натуральные. Для нанесения ажурного рисунка применяют тонкие художественные кисти, изготовленные из волосков колонка или белки.

Существуют следующие разновидности кистей:

  1. Маховые круглые кисти используются для покрытия больших поверхностей (пол, потолки, стены).
  2. Флейцевые плоские кисти помогают сгладить недостатки покрытия после покраски другими инструментами. Подходят для работы с трафаретами.
  3. Кисти-ручники предназначены для покраски небольших поверхностей (оконные рамы, двери, батареи).
  4. Узкие филеночные кисти предназначены для создания рисунка, ровных полос или прокрашивания мест, недоступных для ручников.
  5. Торцовые кисти предназначены для создания эффекта «шагрень» на окрашиваемой поверхности.

Существует 2 вида красок, используемых для дизайна и ремонта:

  • для внутренней отделки;
  • для уличной покраски.

Они отличаются по химическому составу, применяемым растворителям и способу нанесения на поверхность.

К материалам использующимся внутри помещения, предъявляются особые требования, они должны:

  • не выгорать на солнце;
  • выдерживать воздействие влаги;
  • быть устойчивыми к перепаду температуры.

Для оформления интерьеров применяются следующие виды красок:

  1. Масляные. Для покраски деревянных полов, дверей и оконных рам. Сильно выгорают от солнечных лучей, не подходят для фасадных отделок.
  2. Водоэмульсионные. Разводятся водой, быстро сохнут, без едкого запаха, устойчивы к выгоранию. Дают ровную матовую поверхность
  3. Акриловые. Яркие и долговечные, не боятся влаги и перепадов температуры, не выгорают на солнце. Подходят для окраски стен, потолков, мебели и фасадов.
  4. Алкидные. Долговечные, устойчивые к выгоранию, но токсичны для человека. Применяются для покраски полов в больших по площади помещениях при условии хорошего проветривания. Подходят для внешних работ.
  5. Латексные. Быстросохнущие и нетоксичные. Защищают от образования плесени. При высыхании образуют блестящую глянцевую поверхность. Подходят для покраски стен и потолков в ванных комнатах и кухнях.

Варианты получения серого и его оттенков

Классический серый является нейтральным цветом.

При добавлении в него хроматических спектральных цветов он приобретает холодные или теплые оттенки:

  1. Ахроматический нейтральный колер различной тональности готовят, смешивая хроматические цвета в разных пропорциях.
  2. При добавлении к классическому серому голубого, изумрудного или синего получаются холодные оттенки.
  3. Для насыщенных цветов теплых тонов к серому добавляют охру, оранжевую или ярко-лимонную краску.
  4. Медные оттенки получаются при добавлении к основе красного, ярко-оранжевого или терракотового цвета.

Какие бывают колеры

Современный рынок лакокрасочных материалов предлагает широкий ассортимент готовых колеров.

Основное отличие профессиональных колеров от оттенков в том, что пигмент для колеровочных машин наиболее концентрированный и обладает повышенным качеством, в отличие от более дешевых аналогов.

С другой стороны, использование бюджетных исходников влечет за собой гораздо больший расход материалов.

Не рекомендуется экономить на колере и выбирать самые дешевые.

Особенно если речь идет об отделке наружного фасада здания.

На солнце некачественные пигменты могут быстро выгореть и в этом случае получится не тот оттенок стены, который был запланирован.

Лучше использовать профессиональные высококачественные материалы.

Большой ассортимент пигментированных составов всегда можно найти в строительных магазинах либо в отделах, занимающихся продажей материалов для декоративной отделки стен.

Колера могут дополнительно использоваться в настенной живописи для получения более сложных цветовых оттенков.

Совместимость с другими составами

Колоранты отличаются прекрасной совместимостью не только с красками, но и с другими составами. Они придают особые оттенки лакам, подходят для красок на водной основе, алкидным краскам, эмалям и даже побелке. Колоранты с перламутровым или металлическим блеском также можно смешивать с любой основой.

Колер для фасадной краски

Для фасадной краски одинаково подойдёт порошковый, жидкий, а так же колер для масляной краски. Самое главное — соблюдение пропорций и тщательность смешивания при хорошем освещении.

Следует выбирать устойчивые к солнечному свету и атмосферным явлениям составы колеров.

Колер для лака по дереву

Колеровать лак можно универсальным колорантом, чтобы слегка затемнить или придать дереву нужный оттенок

Самое важное — совместимость колера с лаком и на какой основе этот лак, иначе полученный состав невозможно будет использовать в работе

Нужно учесть, что для наружных работ следует выбрать колер с неорганическими пигментами, потому что его стойкость гораздо выше.

Колер для цемента

Самый популярный колер для цементного раствора — это железо — оксидный колер с высокой насыщенностью и долговечностью цвета. Состав для окраски цемента должен быть влагоустойчивым, не выгорать на солнце и быть невосприимчивым к щелочам.

Колер для бетона

Колоранты для бетона бывают в виде пасты, порошков, эмульсии и капсул из натурального и синтетического сырья. Как и в случае колеров для цемента, главные требования — это высокая интенсивность цвета, устойчивость к воздействию щелочей и солнечного света и маслоемкость.

Чем меньше масла, тем выше стойкость пигмента.

Колер для гипса

Для покраски гипса можно использовать пигмент или жидкий колер. Пигмент для гипса засыпают в сухую массу и перемешивают, а жидкий колер заливается в гипс в процессе его растворения.

Колер для декоративной штукатурки

Любую декоративную штукатурку можно тонировать с помощью колеровочной пасты. Для наружных работ стоит выбирать устойчивые к ультрафиолету составы с учетом условий эксплуатации. А для внутренних работ выбирают менее токсичные колеры на водной основе.

Особенности работы с акриловыми красителями

С акриловыми красителями работать необходимо максимально быстро. Потому что основной плюс и в то же время минус данных красителей быстросохнущие свойства. Самостоятельно смешивать желательно небольшими мазками и в отдельной посуде.

Поверхность перед нанесением красителя необходимо прогрунтовать, чтобы слой ровной лег. В качестве палитры можно использовать стекло или прочный пластик. Краситель с палитры можно отмыть в ближайший час после завершения работы, теплой водой с моющим средством, иначе удалить ее с поверхности будет очень сложно. Выполняя большие объемы работы, желательно каждый цвет чтобы был в отдельной посуде. На ночь можно закрывать сосуд скотчем, пленкой, он должен быт плотно закрыт. У данного красителя есть свойство высыхать и в тюбиках.

Профессионалы, работающие с акриловыми красителями, разработали собственную систему смешивания, которую условно разделяют на две группы получение светлых или темных оттенков. Такие оттенки можно получить путем перемешивания нескольких цветовых гамм.

Светлый

Сегодня в моде иметь светлую кухню, гостиную, потому что именно светлые тона визуально увеличивают площадь и придают свежесть помещению, независимо от его функционального значения. Правильно получить именно светлый оттенок очень сложно.

В основе лежат титановые красители, в них добавляются маленькими порциями колер. Основное правило, которое надо запомнить, чем меньше цветного колера, тем светлее получиться тон. Именно вот таким способом, следуя данному правилу, модно получить все светлые оттенки.

Темный

Создание темных цветов происходит иначе. К основному цвету добавляется черный по капельке. При добавлении черного необходимо быть максимально аккуратным, чтобы не получить вместо желаемого оттенка, оттенок, который будет отдавать грязью. Не стоит бояться экспериментировать с количеством добавления, потому что уверенность приходит с опытом. Главный принцип работы, любая ошибка с добавлением черного цвета, это приобретение опыта для дальнейшей работы.

Зеленая гамма

В палитре не существует зеленого цвета для красок, для его получения необходимо смешать желтый и синий. Причем четких соотношений в получении конкретного оттенка не существует. Данное соотношение можно выявить только путем смешивания и записывания пропорций. Оттенков зеленого цвета таким путем получить можно большое количество, их всех просто не перечислить. Практически всевозможные оттенки представлены в таблице, которой пользуются не только художники, но и дизайнеры.

Лиловые и фиолетовые

Данные цвета относятся к категории холодных. Их поучают путем смешивания голубой краски и светло-розовой (лиловый) или красной (фиолетовый). Разбавляя полученные в результате лиловый и фиолетовы, белым или черным, можно получить массу новых оттенков от светлых до темных. При разбавлении следует сначала попробовать на не большом количестве. Записывая количества капель.

Оранжевые

Самый яркий и жизнерадостный цвет, который можно получить, если перемешать красный и желтый. Причем насыщенность оранжевого цвета будет зависеть исключительно от количества основного материала. Чуть больше или меньше, темя ярче и насыщение получается оттенок. А если еще разбавить полученную смесь белым, то получить можно совершенно новые тона и оттенки, например, коралловый, персиковый.

Земляные

Смешанная со всеми составляющими цветовой палитры, умбра жженая, способствует получению обширной гаммы от бежевого (смесь белил с коричневым) до темно-древесного (коричневый с черным).

Типы колеров по составу и формы выпуска

На полках магазинов представлен огромный выбор органических и синтетических колеров разного вида и консистенции, от универсальных до колеров узкой специализации. Какие — то колеры универсальные, какие — то предназначены только для определенных работ. Одни колеры сделают поверхность матовой, другие — блестящей, а третьи покроют перламутром.

Пигменты для красок

Пигменты — это тонко перемолотые порошки искусственного и натурального происхождения разных оттенков. Их получают из окиси и прокаливания металлов, минералов, в результате сложных химических реакций, а также из различных растений и животных.

Необходимо учесть, что синтетические пигменты более долговечны и устойчивы к выгоранию, чем органические. Поэтому следует выбирать для наружных работ только пигменты синтетического происхождения.

Пигменты довольно дешевые и это их плюс, но количество их оттенков мало по сравнению с другими колорантами. Сыпучая текстура пигментов часто создает сложности с регулировкой их попадания в основу.

Краска колер

Краска колер — это жидкий концентрированный цветной наполнитель для светлой или прозрачная основы. Пожалуй, самый удобный в применении благодаря своей консистенции. При смешивании колеровочной краски и базы можно получить любой требуемый оттенок.

На витринах стоят колера разного назначения:

  • для работы по дереву;
  • для водоэмульсионных основ;
  • для эмали и лаков.

Лучше приобретать краску для колеровки и основу из одной серии, у них идеальная совместимость и степень окрашивания.

Колеровочная паста

Особенностью пасты является её использование только как цветовую добавку к основе (к эмали, лаку, акриловым и водоэмульсионным краскам), но не отдельно от нее, так как в ней минимум связующих компонентов. В этом паста колеровочная проигрывают краске колеру.

Но, плюс пасты в том, что при попадании в основу она не образует в конечном итоге на ее поверхности комки и пленку. Пасты не высыхают и имеют долгий срок годности, им не страшны морозы, осадки, лучи солнца и плохая экология. Колеровочные пасты могут использоваться на любых поверхностях, просты и универсальны в применении.

Плюсы и минусы колеровки в домашних условиях

Заколеровать краску можно двумя способами — вручную и с помощью компьютерных программ. Второй вариант считается надежным, так как программа не может ошибаться с оттенками в отличие от человеческих глаз. Однако первый вариант способен давать хорошие результаты, если соблюдены все нюансы и тонкости процедуры.

Основные достоинства колеровки в домашних условиях:

  1. Разнообразие вариантов. Перед человеком открывается возможность создавать абсолютно разные оттенки, так как он неограничен каталогом магазинов.
  2. Особый дизайн. Из-за того, что в магазинах продаются в большинстве случаев исключительно те оттенки красок, которые являются ходовыми, не все дизайнерские решения можно воплотить в реальность. Создать неповторимое оформление снаружи или внутри комнаты позволит колеровка краски, так как с ее помощью можно добиться именно такого оттенка, который хотел бы видеть человек в своем помещении.
  3. Быстрая замена. Любой строительный материал со временем приходит в негодность. Покрыть старую облезшую краску новой не всегда удается быстро, так как не все магазины готовы предложить нужный оттенок для проведения ремонтных работ. С помощью колерованой краски можно не только создавать дизайны своей мечты, но и прятать дефекты на уже покрашенных стенах, потолках или других поверхностях.
  4. Экономия денежных средств. В некоторых случаях покупка краски определенного оттенка обходится гораздо дороже, чем ее колеровка. Приобрести пигмент и белую краску можно в каждом строительном магазине. Иногда выгода от применения колерованной краски действительно ощущается.

Основной недостаток самостоятельной колеровки краски заключается в высокой вероятности совершить ошибку. При отсутствии опыта и желания узнавать тонкости процедуры человек не сразу сможет добиться необходимого цвета самостоятельно и создать с помощью краски и пигмента такой состав, который отлично покроет поверхность, и не будет расслаиваться в процессе нанесения и эксплуатации.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий